После прочтения произведений, присланных на конкурс, у меня создалось впечатление, что авторы несколько увлеклись самовыражением и совсем не задумались над тем, какие задачи конкурс ставит перед участниками.
А между тем, цель конкурса сформулирована вполне конкретно – написать произведение для постановки в арт-фехтовании. А значит, прежде чем браться за перо, авторам, на мой взгляд, надо было подумать вот над чем:
1. В какой дисциплине предполагается поставить номер?
2. Что конкретно я собираюсь написать?:
- вводный текст для ведущего (примеры: «Не будите спящего пирата», «Шевалье де Сан Бельмонд»);
- текст «от автора», сопровождающий все выступление (Пример «Слуга Дон Жуана»);
- текст «от автора», сопровождающий часть выступления (начало, конец и т.п.) (Пример «6 минут смутного времени»);
- полноценную пьесу, в которой до начала, в ходе и после поединка действующие лица произносят реплики (Примеры: «Гамлет», «Сирано де Бержерак»).
3. Что за постановку я хотел бы в итоге увидеть – комедию, трагедию и т.п.? Чем больше глубина и драматизм постановки, тем выше будут требования к качеству текста…
4. Готов ли я к тому, что мой текст будут критиковать и редактировать? (Обязательно будут! Потому что писательскому искусству люди учатся годами, и написать грамотный с т.з. законов литературы текст совсем не просто). А еще, скорее всего, текст будут нещадно укорачивать, потому что все подчинено регламенту соревнований. А еще могут попросить переделать какие-то фрагменты, потому что по ходу работы над номером появились новые идеи и повороты сюжета… Если не готов- лучше и не начинать…
Выбор дисциплины ограничивает текст по продолжительности. Во-первых, время выступления ограничено правилами соревнований, и ваш текст не имеет права быть длиннее этого времени. Во –вторых, во всех дисциплинах есть необходимое время фехтования, а параллельно со взаимодействиями клинками произносить текст нельзя – его никто не услышит за звоном железа. Текст можно произносить только между контактами клинков, т.е. либо в паузах между боевыми связками, либо на фоне выполнения финтов. А это значит, что ваш тест должен быть гораздо короче, чем общее время выступления. Потому что помимо пауз на контакт клинками, должны быть еще заложены паузы смысловые и эмоциональные, а так же предусмотрено время на отыгрыши и действия, а так же произнесение текста с интонациями и с выражением, а не скороговоркой… Практика показывает, что если персонажи в дуэте произносят по ходу номера текст (проза), то его объем, как правило, должен быть не более двух листов через полтора интервала…
Выбор типа текста так же накладывает свои ограничения.
Если это вводный текст для ведущего, то он должен быть предельно краток и при этом ёмок. Несколько предложений либо 2-3, максимум 4 четверостишия. Все, что длиннее - на слух сходу воспринять сложно, и наша практика это подтверждает. Что это может быть? Краткое изложение сюжета, либо предыстории, либо описание атмосферы вокруг происходящего и т.п. Кратко и емко!
Если текст идет фоном по ходу номера - текст не может быть длиннее, чем сам номер, и в тексте должны быть паузы, а значит текст по длительности всегда короче общего времени номера.
Если текст сопровождает фрагмент номера - он должен соответствовать этому фрагменту по длительности с учетом всего происходящего на сцене.
Если речь идет о полноценном произведении, то длительность произносимого текста –это примерно 1\3-1\4 от общей длительности номера, т.к., повторюсь, нужны смысловые паузы и время на различные действия исполнителей.
А из всего сказанного следует, что, прежде чем браться за написание множества слов, у вас в голове уже должно сложиться более менее целостное представление о предстоящей постановке. Без детальной проработки – это дело постановщика-, но, тем не менее, логически выстроенная и законченная картинка должна быть в наличии. Вы четко должны представлять, кто ваши действующие лица, кто с кем в номере дерется, а кто статист, почему те или иные персонажи дерутся, кто побеждает, а кто погибает, кого ранят, кого берут в плен, с чего все начинается и чем заканчивается –как сам бой так и номер в целом и т.д. и т.п.
Но независимо от того, что за тип текста и дисциплину вы выбрали, текст всегда должен быть предельно прост, понятен широкому кругу и абсолютно логичен. Все заумные слова, высокоинтеллектуальные аллегории, отсылы и т.п. мы оставляем при себе, если мы хотим, чтоб наш номер был понят и принят. И в тексте не должно быть никаких логических нестыковок и противоречий. Это не значит, что судьи и зрители глупы. Если я правильно поняла, все авторы - эспадовцы, а значит, и свой соревновательный опыт уже есть и опыт всех предыдущих турниров доступен. И просто надо было вспомнить, как все происходит в реальности на соревнованиях. Ну, или спросить. Благо, в «Эспаде» и тренеров и судей со стажем - вагон
. Судья во время подготовки к очередному выступлению выставляет оценки за предыдущий номер (иногда десятый, а то и пятнадцатый), потом просматривает следующий протокол, читает текст команды, адресованный судьям, вникает в ТТХ используемого оружия и изучает прочую доп. информацию, которую команда сочла нужным судьям сообщить в заявке. Он уже загрузил свой мозг новой информацией. И плюс ко всему этому судья еще должен, помимо выставления оценок по десяткам критериев, на слух воспринять впервые слышимый текст и понять за 2-6 минут впервые видимый номер. Вот и задумайтесь, стоит ли лишний раз усложнять судьям жизнь. Судья НЕ СТАНЕТ пытаться вникнуть в то, что он не понял сразу - у него просто НЕТ на это ВРЕМЕНИ. Поэтому, если вы хотите быть понятыми арбитрами - будьте предельно просты, последовательны и лаконичны.
И последнее. Написали произведение – взяли секундомер и прочитали то, что написали - вслух с выражением, по ролям… Потом подсократили, еще раз с секундомером прочитали с выражением вслух и т.д. и т.п. А еще постарались абстрагироваться и посмотрели на свое произведение со стороны- так ли уж там все логично, понятно и созвучно…
Из представленных работ наиболее близко к тому, что требовалось, был текст к соло про Казанову. Но идея номера не принадлежит автору произведения. Так что вроде как получается, что условия конкурса не совсем выполнены... Но при надлежащем редактировании задумка Сережи Иванова вполне может состояться с вводным текстом от нашего автора-участника конкурса, что само по себе замечательно!
.
Конкурс не простой, многосторонний и творческий. Но мы с вами живем по законам спорта, где все подчинено правилам и регламентам, в том числе и работа сценариста и постановщика. Все свои творческие "хотелки" мы нещадно загоняем в регламент, и никак иначе. У вас есть замечательная возможность приобщиться к этому очень непростому ремеслу! Используйте её! Но не забывайте при этом быть самокритичными и требовательными к себе!!! Удачи! И с наступающим новым годом!