Как и обещала - небольшой комментарий.
Сначала общие впечатления от конкурса.
Все, кто добросовестно готовился - волновались
. Даже я в своих (не сказать, чтоб сильных) очках видела, как вибрируют листочки в руках
. И на самом деле это здорово. Потому как это говорит о том, что нам не безразлично то, что мы делаем, и мы хотим сделать это хорошо.
В зале у нас плохая акустика, иногда (как вчера) шумит вентиляция, и сделать с этим мы ничего не можем, к сожалению. Возможно, при выборе произвольной программы вам все же следует учитывать эти моменты и выбирать произведения, допускающие громкое исполнение, а не требующие исполнения задушевного и тихого. Или же надо усерднее осваивать сценическую речь в плане посыла звука зрителю.
Хочу отметить хорошую дикцию в большинстве исполнений. Когда вас было слышно, то в 80 процентах случаев каждое слово было понятно и не "съедались" окончания. Но не всегда и не у всех. Есть еще над чем работать.
Лично мне было интересно вас слушать. Во-первых, потому что можно услышать произведения абсолютно не знакомые, во-вторых, интересно сравнить свое исполнение знакомого произведения с чьим-то еще. А в-третьих, вы раскрываетесь с новых сторон, и это замечательно и очень интересно
.
Исполнение без бумажки в руках всегда выглядит лучше, чем с оной. И лично я при оценивании выступлений на это тоже обращала внимание.
И еще одно наблюдение. Иногда нам кажется: « Ну что тут сложного. Вот я сейчас выйду и все сделаю супер-пупер как… Я ж дома столько раз все это проделывал…» А выходит человек «на сцену», начинает рассказывать и … Упс. Язык заплетается, звуки путаются, слова забываются... И на лице сквозит искреннее недоумение от самого себя. И в этот момент вы такие милые
.
Разброс баллов по всем исполнителям и в этом году опять очень большой. Безоговорочное лидерство только у Жени Зыкова, его почти все зрители поставили на 1-2 места.
Очень-очень жаль, что не было вчера в нашей программе произведений в исполнении Наташи, Степочки, Малдера, Даши, Плаксы с Милой... Надеюсь, в следующий раз они обязательно украсят наш конкурс своим участием.
Ну и очень порадовало ваше желание проводить подобные «чтения» почаще. Предлагайте варианты
.
А теперь немного обо всех, по порядку.
Евгений. Запорол первую скороговорку. Просто таки проглотил бедного конституционалиста Константина со всеми потрохами
. Видимо, от волнения. Потом взял себя в руки и дело пошло на лад. Объяснительная записка удалась. Понравился творческий подход. Казалось бы, всего-то стол-ручка-бумажка, но как это помогает и исполнителю и зрителю… Но можно было наверное побольше внимания уделить характеру персонажа. Когда пишут объяснительные? Как правило, когда человек в чем-то проштрафился перед начальством. Или начальство вредничает (крайний случай начальник, простите, козел
) и т.п. Ситуация может быть разной. И реагируют на ситуацию все люди по - разному. Один переживает и потеет, другой недоумевает, третий не моргнув глазом лапшу на уши вешает, четвертому в принципе все равно, пятого начальник уже просто достал своими придирками и т.д. Характер твоего песонажа, пишущего объянительную, читался довольно ясно, но можно было добавить ему побольше красок, учитывая стаж
. «Ракетные войска» были прочитаны прямо таки в авторской манере – громко, четко, патриотично. Как того и требует партия
. Ну а вообще, конечно, очень видна проделанная работа, и занятия сценической речью не были напрасны.
Татьяна. Как всегда здорово, но местами было плохо слышно. Видно, что готовилась. И восторга с романтикой было предостаточно, и скороговорки получились, и стихотворение прочитано было здорово – проникновенно и искренне. Вообще Танюшка у нас в конкурсе чтецов всегда в первых рядах, и это совершенно справедливо. Мне всё очень понравилось.
Марианна. Скороговорки немного подкачали. Обличительная речь удалась, хотя могла бы быть чуть более разнообразна в подаче. А с ботинком задумку зря не реализовала. Заготовила б кроссовок какой-нибудь, чтоб свой башмак не снимать... Было бы здорово
Вообще, видно, что продумывала исполнение и готовилась, молодец. Произвольная программа была так же неплоха. Стих про кота- это, конечно, нечто
. И кстати, если в прошлом году Мари у нас была в конце турнирной таблицы, то в этот раз она у нас в лидерах! А еще Марьяху было очень хорошо слышно, и речь была четкой. Видимо, помимо подготовки еще и работа способствует… Но есть пожелание- следи за мимикой
.
Оля. «Призыва» лично мне было недостаточно. Было больше похоже на «выступление в поддержку», а не на призыв к решительным действиям. Вообще, "революционный призыв", на мой взгляд, один из самых "благодарных" вариантов исполнения. Но тебе надо было решить для себя - кого и к чему ты призываешь. И разделить текст стихотворения на части - обращение к аудитории, вступление, обоснование, апофеоз и т.п. Тогда по ходу исполнения у тебя были бы разные краски и шло бы эмоциональное и интонационное нарастание, как собственно того и требует любой революционный призыв
. Потому как подразумевается, что после окончания твоей речи все с криками "Урааааааа!!!" бегут штурмовать Зимний
. Со скороговорками справилась хорошо, произвольная программа тоже была исполнена хорошо, но можно было прочесть местами более уверенно и ярко, добавить динамики и пауз. Временами тебя было плохо слышно. Вообще, слышимость у нас в зале та еще… И далеко не всякое произведение можно прочесть на "повышеных тонах". Но надо учиться и тихо говорить так, чтоб вас было слышно. Потому как и со шпагами мы порой выступаем далеко не среди тишины…
Анюта. Опять прогресс! И это радует. Скороговорки сопротивлялись, но были побеждены. С вопросительно-недоумевающим прочтением получилось не все. Не хватило разнообразия красок в голосе и нарастания этого самого недоумевания... Произвольная программа была исполнена живо, с интересом, но, увы, временами громкости не хватало, и лично я далеко не все расслышала. Но что нельзя не отметить – гораздо больше подвижности, раскованности и свободы в исполнении по сравнению с прошлым годом, и это здорово!
Серега. Несколько не повезло с вариантом прочтения «Бармаглота». Видимо то, как читала сыну сказки я, он уже не помнит. А самому ему дитям сказок еще читать не доводилось
… Со скороговорками тоже прошло не все гладко. Насколько в обязательной программе была видна недостаточная подготовка, настолько в произвольной была видна проделанная работа. Не стоило метаться и в последний момент что-то менять. Сказка была начата совершенно замечательно, очень грамотно интонационно, четко и внятно... И очень обидно, что не довел дело до конца.
Леха. По-моему бездельничал вместо того, чтоб готовиться. Но нельзя не отметить, что со скороговорками справился очень хорошо. Но вцелом динамика-то печальная. Если в самый первый раз Леша у нас был в лидерах конкурса, то в прошлом году уже сполз в серединку таблицы, ну а в этом сезоне он уже пребывает ближе к её «хвосту», что вполне закономерно, но совершенно не радостно
.
P.S. Маленькое отступление… Коломна, фестиваль. Студия показывает номер «Труффальдино из Бергамо»… В определенный момент на сцену выходит молодой человек, исполняющий одну из главных ролей… И вдруг ни с того ни с сего по ходу действия он вышвыривает за кулисы корзину, на манипуляциях с которой строится все его последующее взаимодействие с партнершей. А чуть позже он же вместо нужных слов говорит другие и совсем не те, лишая партнершу возможности произнести свою реплику… Он явно не контролирует свои действия... Так и хочется спросить у этого молодого человека: на таком, мягко говоря, сомнительном исполнительском фоне с чего вдруг он взял, что он круче всех, и что ему достаточно просто выйти в день конкурса на сцену и что-то там по ходу симпровизировать?.. Есть уверенность в себе и есть самонадеянность. И если первая нам необходима в спорте и помогает подняться на новую высоту, то вторая – наш злейший враг и неуклонно тянет нас вниз. И не только нас, но и наших партнеров.
Андрей. Скороговорки удались. А вот обличительного и разоблачительного в прочтении «Бармаглота» было маловато. Не хватало эмоций, экспрессии, веры в свою правоту и я бы даже сказала безапеляционности
. Зато в произвольной программе эмоции, судя по всему, захлестнули. Что и привело к сбою. Для меня совершенно неожиданному. Потому что в прошлом году Андрей просто потряс меня своим уверенным выступлением. Но молодец, что собрался и смог исполнить стихотворение целиком, хотя конечно уже не так ярко, как мог бы. Ну и надо было таки паспорт-то достать
из штанин
...
Лера. С дебютом в "Говоруне"
. Я так думаю, ты сама удивилась тому, как подкосило тебя волнение. Но волнуемся мы все и это нормально. Наша задача научиться со своим волнением справляться, и это у тебя получается. Скороговорки немного не поддались. Любовное письмо было больше похоже на сомневающуюся робкую восторженность. Если кратко, то надо было для себя решить – кому адресовано это «любовное письмо» и на какой почве оно пишется, каков характер той, кто его пишет и на что она надеется. Или не надеется. Или может она интриганка, и хочет кого-то разыграть... Тут масса вариантов характера героини, её внутренних мотивов и обстоятельств, определение которых и помогло бы интересно и ярко исполнить твой вариант прочтения… Произвольная программа удалась лучше. Видишь, ты даже сподвигла девчонок на переосмыление их отношения к Есенину
. Но на мой взгляд, там в некоторых местах на было больше "жилы рвать"... И кстати, это ведь тоже любовное письмо, но уже совсем иное...
Вообще, скороговорки по-моему многих из вас так напугали, что вы начинали выступление с них в стремлении поскорее с ними покончить. И это сыграло злую шутку. Они не поддавались.
Но дело это нужное и полезное, и мы к скороговоркам еще не раз вернемся.
Что до "Бармаглота", то это наглядная иллюстрация того, что совершенно не важно, какие именно слова вы произносите
Важно то, что вы хотите донести до зрителя
и какие "инструменты" вы можете для этого использовать (интонации, взгляды, паузы, смена ритма, жесты, мимика, реквизит и т.п.).
Гоша заснял вчера все выступления на видео (надеюсь
).
Я очень рекомендую вам пересмотреть и свои выступления и выступления ваших товарищей. И попробовать еще раз исполнить ваши произведения с учетом всего сказанного. Можно сделать это коллективно, можно в индивидуальном порядке. Если кому-то нужно мое присутствие – участие – обращайтесь. Потому что для того мы и проводим все эти наши конкурсы, что нам всем еще очень много есть куда расти
…
В субботу мы продолжим наше троеборье
. Напоминаю, музыку записывайте на болванки сd-r в формате аудио-CD или на плеер, в котором есть выход для наушников.
Всех люблю и всем-всем-всем удачи в конкурсе!